Гражданский кодекс Российской Федерации

Гражданское законодательство

Документы обновлены 21 января 2018 г.

Методическое пособие по выявлению конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услу (утв. ГФС России)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ГФС РОССИИ

Действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере госзакупок, характеризуются следующими особенностями:

- совершаются специальными субъектами (как правило, госслужащими наделенными широкими полномочиями);

- совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;

- непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;

- нарушают законные интересы государства;

- выполняются должностным лицом умышленно;

- выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т.д.).

Типовые ситуации конфликта интересов применительно к сфере

закупок товаров, работ и услуг:

а) в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица ГФС России, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица ГФС России, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя), имеется доля участия в уставном капитале, либо указанные лица являются соучредителями данной организации;

в) должностное лицо, занимающее руководящую должность в ГФС России, либо член конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии ранее выполняли трудовые функции в организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре;

г) в организации или в органе управления юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурентной процедуре, работает лицо, ранее занимавшее руководящую должность в ГФС России либо осуществлявшее в отношении данного органа контрольные или надзорные функции;

д) сотрудник ГФС России участвует в принятии решения о закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного сотрудника;

е) сотрудник ГФС России и/или его родственники, либо члены конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии владеют ценными бумагами организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) сотрудник ГФС России, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного сотрудника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, участвующих в конкурсных процедурах или с которыми заключен государственный контракт.

Приведенный перечень ситуаций конфликта интересов не является исчерпывающим, поскольку сама специфика конфликта интересов, многообразие форм его проявления не дают возможности ограничить указанный перечень какими-то жесткими законодательными рамками.

Вместе с тем конфликт интересов - это возможная ситуация, на исключение которой соответствующим должностным лицам необходимо направить свои действия (статья 11 закона N 273-ФЗ). Например, необходимо учесть следующие разъяснения правоприменителя:

- комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика, а заказчик - отказаться от подписания контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента выявления между участником госзакупки и заказчиком конфликта интересов;

- госконтракт, заключенный между победителем торгов и заказчиком, при наличии между ними конфликта интересов, подлежит расторжению.

К числу самых распространенных коррупционных схем в сфере

закупок товаров, работ и услуг можно отнести:

- направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников закупки;

- установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации исполнения контракта, при которых исполнение контракта возможно только заранее подготовленным поставщиком - участником мошеннической схемы;

- установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;

- установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т.д.);

- некорректное внесение данных в ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок) (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования извещения о закупке);

- толкование критериев оценки заявок участников закупки в пользу заинтересованных лиц и т.д.

Данный перечень схем не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры закупки на самом деле.

Анализ (проверка) участников закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных нужд

на предмет аффилированности

С помощью интернет сайта "rusprofile.ru" можно проверить соответствие участников закупки (по ИНН, ОГРН, ОКПО, названию организации) требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Открываем сайт в сети Интернет

В поисковом окне вводим название организации-участника закупки (или ИНН, ОГРН, ОКПО)

Получаем информацию об организации-участнике закупки

Анализируем полученную информацию на предмет соответствия участника закупки требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то есть сравниваем персональные данные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего и участника закупки.