ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2019 г. N АКПИ19-378
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о приостановлении деятельности Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО",
установил:
Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" (далее - Партия) создана на учредительном съезде 1 декабря 2012 г. (второй этап 14 февраля 2013 г.). Решение о государственной регистрации Партии принято Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2013 г., учетный номер 0012060108. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) 10 апреля 2013 г. за основным государственным регистрационным номером 1137899000018.
Устав Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" (далее - Устав) действует в редакции, утвержденной решением внеочередного съезда Партии от 19 декабря 2015 г.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Стариков Николай Викторович.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Партии на срок пять месяцев по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ссылаясь на то, что в 2018 г. при осуществлении текущего контроля соблюдения Партией действующего законодательства были выявлены нарушения. Несмотря на три предупреждения, вынесенные в адрес административного ответчика, до настоящего времени Партией не устранены допущенные нарушения, указанные в предупреждениях от 7 февраля 2018 г. и 15 октября 2018 г.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Нисин И.А. поддержал административный иск.
Представители Партии Завьялов А.И., Обозный В.П. в судебном заседании не признали административный иск, пояснили, что Партия заявляла административному истцу о невозможности представления всех необходимых для проверки документов в связи с утратой доступа к ним в результате неправомерных действий бывших членов Партии. Из девяти обозначенных в административном иске нарушений действующего законодательства шесть непосредственно связаны с названным обстоятельством, из-за чего Партия лишена возможности доказать обстоятельства, которые могут быть основанием для возражений, и представить суду возражения в письменном виде в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Нисина И.А., возражения представителей Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" Завьялова А.И., Обозного В.П., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся в том числе сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения (подпункт "в"); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л").
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о политической партии.
В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации установило, что Партия по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии (199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 34, литера А, офис 22-Н), указанному в ЕГРЮЛ, фактически не находится. В информации, поступившей от Партии, для переписки указан следующий адрес: 127490, г. Москва, ул. Мусоргского, д. 1А, кв. 104.
На официальном сайте Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (партиявеликоеотечество.рф) содержатся следующие сведения об адресе Партии: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 43, 3-й этаж, офис 24.
7 февраля 2018 г. Министерство юстиции Российской Федерации вынесло Партии предупреждение N 11/16808-ВФ, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства не позднее 10 апреля 2018 г.
Данное предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии, указанному в ЕГРЮЛ: 199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 34, литера А, офис 22-Н, было получено адресатом согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ФГУП "Почта России" (л.д. 138 - 140).
Статьей 27 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений (абзац первый пункта 2).
Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня (пункт 4).
Данные сведения Партией представлены не были.
На основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 21 августа 2018 г. N 948-р Министерством юстиции Российской Федерации с 11 сентября по 8 октября 2018 г. проведена плановая документарная проверка в отношении Партии, в ходе которой Партия не представила необходимые документы, в том числе подтверждающие ее местонахождение, протоколы заседаний (решения) руководящих и иных органов, сведения о структурных подразделениях и членах Партии, сведения об участии Партии в выборах и референдумах, иные документы, подтверждающие деятельность Партии по выполнению уставных целей и задач, указанные в названном распоряжении о проведении плановой документарной проверки и уведомлении о проведении проверки, направленном в адрес Партии 28 августа 2018 г. за N 11-114349/18.
По итогам проверки Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2018 г. составлен акт проверки N 16, в котором установлено несоответствие деятельности Партии, ее региональных отделений уставу Партии, в деятельности Партии выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, устав Партии не соответствует законодательству Российской Федерации, Партией не подтверждено наличие не менее пятисот членов политической партии. Данный документ получен председателем Партии Стариковым Н.В. 9 октября 2018 г.
15 октября 2018 г. Министерство юстиции Российской Федерации вынесло Партии предупреждение N 11/135546-ОП, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства в срок до 15 января 2019 г.
Предупреждение, которое было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии, указанному в ЕГРЮЛ: 199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 34, литера А, офис 22-Н, вернулось отправителю по истечении срока хранения (л.д. 130 - 133).
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из требований приведенного законоположения предупреждение Министерства юстиции Российской Федерации от 15 октября 2018 г. N 11/135546-ОП, направленное Партии по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считается доставленным адресату.
Как следует из представленных Минюстом России материалов, Партией в нарушение положений подпункта "а" пункта 1 статьи 27, подпункта "б" пункта 2 статьи 3, пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" не подтверждено соблюдение периодичности проведения заседаний Президиума Центрального Комитета, а также осуществление деятельности Президиумом Центрального Комитета за период 2013 - 2016 гг., что является нарушением пункта 5.8.1 Устава; не подтверждено соблюдение периодичности проведения заседаний Центрального Комитета, а также осуществления деятельности Центрального Комитета за период с 2013 по 2018 г., что является нарушением пункта 5.7.1 Устава; не подтверждено осуществление деятельности Центральной контрольно-ревизионной комиссии, что является нарушением пункта 5.10.3 Устава; не ведется учет членов, что является нарушением пункта 4.8 Устава; вопрос о создании люстрационных списков для внесения в них информации о тех лицах, которые ведут подрывную деятельность как внутри страны, так и за ее пределами, рассмотренный на II Съезде Партии, состоявшемся 7 декабря 2013 г., не соответствует компетенции Съезда Партии, установленной пунктом 5.5.7 Устава; не подтверждено наличие не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, предусмотренных пунктами 2, 6 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях".
Согласно письму Партии от 10 сентября 2018 г. ("Сообщение о невозможности предоставления документов") Партия не находится по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, а также Партией на проверку в Минюст России не представлены сведения о своих структурных подразделениях в связи с их отсутствием.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, на момент проведения проверки Партия имела 76 региональных отделений. Таким образом, Партией при проведении проверки в Минюст России представлена недостоверная информация в отношении региональных отделений, входящих в ее структуру.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов (подпункт "к" пункта 2 статьи 21 названного закона).
Исходя из положений пункта 2 статьи 25 поименованного закона решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В нарушение приведенных законоположений в Уставе Партии отсутствует описание гимна Партии, возможность утверждения которого съездом Партии предусмотрена подпунктом 6 пункта 5.5.7 Устава; подпунктом 13 пункта 5.5.7, подпунктом 25 пункта 5.8.2 Устава предусмотрена возможность делегирования полномочий по исключению кандидата из федерального списка кандидатов, отзыва кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, относящихся к исключительной компетенции съезда Партии, Президиуму Центрального Комитета; подпунктом 24 пункта 5.8.2 Устава предусмотрена возможность выдвижения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации постоянно действующим руководящим органом Партии - Президиумом Центрального Комитета Партии.
Пунктом 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. В нарушение данной нормы Уставом не предусмотрен орган, имеющий право внесения таких предложений для замещения вакантных депутатских мандатов на выборах всех уровней.
В уставе Партии в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлен орган, правомочный принимать решения о назначении ликвидатора, об утверждении ликвидационного баланса в отношении структурных подразделений Партии, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В нарушение пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" сведения об участии в выборах представлены Партией не в полном объеме за 2014 - 2015 гг. (листы 14 - 16 акта проверки N 16 от 8 октября 2018 г.).
В Уставе имеются внутренние противоречия. Так, согласно пункту 3.1 Устава Партия может создавать первичные отделения Партии в том числе с правами юридического лица. Одновременно пунктом 6.1.10 Устава предусмотрено, что первичное отделение Партии осуществляет свою деятельность без государственной регистрации.
Кроме того, в связи с поступлением 23 октября 2018 г. в адрес административного истца заявления председателя Партии Старикова Н.В. о выходе из состава членов Партии с 16 октября 2018 г., Министерство юстиции Российской Федерации дополнительно вынесло Партии предупреждение от 19 ноября 2018 г. N 11/150828-ОП, обязывающее устранить в срок до 31 января 2019 г. нарушение пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", согласно которому политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Названное предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партии, указанному в ЕГРЮЛ, было получено адресатом 18 декабря 2018 г. (л.д. 144 - 146).
В свою очередь, Партией 7 февраля 2019 г. и 26 марта 2019 г. представлены документы для государственной регистрации в связи с внесением изменений в сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Партии).
Министерством юстиции Российской Федерации 12 апреля 2019 г. принято решение об отказе в государственной регистрации Партии в связи с внесением изменений в сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Предупреждения от 7 февраля 2018 г. и 15 октября 2018 г. в судебном порядке не обжалованы, в установленные ими сроки и до настоящего времени нарушения действующего законодательства Партией не устранены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "О политических партиях" в случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, данного федерального закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа.
Таким образом, неустранение Партией указанных в предупреждениях от 7 февраля 2018 г. и 15 октября 2018 г. нарушений в срок, установленный Министерством юстиции Российской Федерации, является основанием для приостановления ее деятельности.
Доводы возражений административного ответчика, сводящиеся к тому, что отмеченные нарушения большей частью связаны с имевшим место внутрипартийным расколом и противоправными действиями бывших членов Партии, ввиду чего невозможно представить определенные документы, не могут служить основанием, оправдывающим нарушения Партией законодательства. Кроме того, не все выявленные нарушения для их устранения требуют представления архивных документов, наличие которых не было подтверждено. В частности, это касается внесения необходимых изменений в Устав, представления сведений об участии в выборах, о количестве членов Партии и региональных отделениях, список которых составлен и представлен в судебном заседании, об адресе (месте нахождения) и др.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о приостановлении деятельности политической партии на срок пять месяцев предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Устава структурными подразделениями Партии являются ее региональные, местные и первичные отделения.
Учитывая, что региональные и местные отделения Партии являются ее структурными подразделениями, действующими на основании Устава и обладающими в соответствии с ним правом принимать участие в выборах на территории Российской Федерации, в случае приостановления деятельности Партии, деятельность ее региональных и иных структурных подразделений также приостанавливается на срок приостановления деятельности Партии.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Приостановить деятельность Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" (основной государственный регистрационный номер 1137899000018), ее региональных отделений и иных структурных подразделений на срок пять месяцев.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО