ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2019 г. N АКПИ19-145
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Комиссаровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о приостановлении деятельности Общероссийской политической партии "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ",
установил:
Общероссийская политическая партия "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ" (далее - Партия) создана 9 декабря 2012 г. на учредительном съезде Партии, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2013 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 2 августа 2013 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1137799014980.
Устав Партии, утвержденный на IV внеочередном съезде Партии 15 сентября 2013 г., является ныне действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии - Анисимов Григорий Григорьевич.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений сроком на пять месяцев, ссылаясь на то, что в адрес Партии были вынесены неоднократные письменные предупреждения за допущенные нарушения федеральных законов, которые в полном объеме не устранены.
В судебном заседании представитель Минюста России Фаддеева Н.В. поддержала заявленное требование.
Партия в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что требование административного истца является необоснованным и суровым, поскольку все выявленные нарушения Партией были устранены посредством предоставления в Минюст России соответствующих документов, Устав Партии переработан, его новая редакция принята на 10 съезде Партии и представлена на регистрацию в Минюст России, приостановление деятельности Партии и ее региональных отделений на срок пять месяцев нарушит права членов Партии, выдвинутых ею и зарегистрированных в качестве кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании председатель Партии Анисимов Г.Г. и представитель Партии - адвокат Кораблев А.А. поддержали изложенную в письменных возражениях позицию, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в части.
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) возлагает на политическую партию обязанность соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (подпункт "а" пункта 1 статьи 27).
В ходе текущего контроля, осуществляемого Минюстом России в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 95-ФЗ, в деятельности Партии были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем Минюстом России в адрес Партии 27 июня, 18 сентября 2017 г., 18 апреля и 26 сентября 2018 г. были вынесены предупреждения, которые в установленном законом порядке Партией не обжалованы.
На дату подачи административного искового заявления Партией не устранены следующие нарушения.
Пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.
В нарушение приведенных требований закона Партией не представлены заверенные избирательными комиссиями соответствующих уровней копии протоколов о результатах выборов: депутатов Элистинского городского Собрания пятого созыва (14 сентября 2014 г.); депутатов Окружного Совета депутатов муниципального образования "Ладушкинский городской округ" четвертого созыва (13 сентября 2015 г.); главы муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" (14 сентября 2014 г.); депутатов Совета сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области (14 сентября 2014 г.); главы Ордынского района Новосибирской области (14 сентября 2014 г.); депутатов Совета Ленинского муниципального округа второго созыва (18 сентября 2016 г.).
Копия протокола о результатах выборов депутатов Совета Нахимовского муниципального округа города Севастополя второго созыва (18 сентября 2016 г.) представлена Партией без надлежащего заверения Территориальной избирательной комиссией Нахимовского района города Севастополя.
Таким образом, Партией не устранены нарушения, указанные в пункте 6 предупреждения от 18 апреля 2018 г. N 11/52617-ВФ и в пункте 3 предупреждения от 26 сентября 2018 г. N 11/127622-ОП.
Не устранены Партией и нарушения, указанные в пункте 9 предупреждения от 18 апреля 2018 г. N 11/52617-ВФ и в пункте 5 предупреждения от 26 сентября 2018 г. N 11/127622-ОП, из которых следует, что отдельные положения Устава Партии не соответствуют Федеральному закону N 95-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 34 Федерального закона N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет политической партии за отчетный период.
Пункт 3 статьи 5 Устава Партии не соответствует приведенным положениям Закона, поскольку предусматривает предоставление сводного финансового отчета в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации один раз в три года.
В нарушение подпунктов "в", "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ, согласно которым устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов и порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов, пункт 5 статьи 10 Устава Партии предполагает открытый перечень оснований для исключения из числа членов Партии, а порядок избрания высшего руководящего органа Партии, приведенный в Уставе имеет следующие противоречия.
Согласно пункту 1 статьи 16 Устава Партии Съезд Партии - высший руководящий орган Партии. Пунктом 4 этой же статьи норма представительства для избрания делегатов на Съезд Партии определяется Бюро Высшего Политического Совета Партии, при этом пункт 6 данной статьи предусматривает возможность принятия решения Конференциями (Общими собраниями) региональных отделений Партии об избрании делегатов на Съезд Партии помимо нормы представительства, установленной решением Бюро Высшего Политического Совета Партии.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Устав Партии не соответствует приведенным предписаниям Закона и содержит противоречия, поскольку пункт 1 статьи 17 Устава Партии содержит положения, отнесенные к исключительной компетенции Съезда Партии, пункт 2 этой же статьи содержит положения, отнесенные к компетенции Съезда Партии, в том числе вопросы избрания руководящих и контрольных органов Партии, а также выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации, федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (подпункты 1 - 7 и 9), при этом подпунктом 20 пункта 1 статьи 26 Устава, установлено, что Бюро Высшего Политического Совета Партии принимает решение по вопросам деятельности Партии, за исключением отнесенных к исключительной компетенции Съезда Партии.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 26, подпункт 13 пункта 2 статьи 26 и подпункт 13 пункта 3 статьи 38 Устава Партии составлены без учета требований пункта 31 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов.
Статьей 25 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии (пункт 1). В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (пункт 3.1).
Подпункт 9 пункта 4 статьи 26 Устава Партии в части, закрепляющей право выдвижения Бюро Высшего Политического Совета Партии кандидатов на выборы, противоречит приведенным нормам Закона.
Пункт 2 статьи 67 Устава Партии предусматривает, что региональные и местные отделения, прошедшие государственную регистрацию в качестве юридического лица, отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом, в то время как пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия.
В нарушение пункта 2 статьи 28 поименованного закона, согласно которому региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, и имеют самостоятельный баланс или смету, пунктом 1 статьи 67 Устава предусмотрено право Исполкома Партии закреплять имущество за региональными и местными отделениями Партии, прошедшими государственную регистрацию в качестве юридического лица, тогда как Исполком не является постоянно действующим руководящим органом Партии и не вправе от имени Партии распоряжаться имуществом Партии.
Не соответствует Устав и требованиям пункта 5 статьи 24 Федерального закона N 95-ФЗ, закрепляющего, что уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений, поскольку им не предусмотрена ротация Председателя Партии, который в силу пункта 5 статьи 25 Устава руководит деятельностью Бюро Высшего Политического Совета Партии, являющегося постоянно действующим центральным коллегиальным руководящим органом Партии (пункт 1 статьи 25 Устава).
Помимо этого, в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ Уставом Партии не определен ее орган, правомочный принимать решения о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора Партии, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), об утверждении ликвидационного баланса при ликвидации структурных подразделений Партии, являющихся юридическими лицами, об утверждении годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Партии, а также орган структурного подразделения Партии, являющегося юридическим лицом, правомочный принимать решения о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора зарегистрированных структурных подразделений Партии, об утверждении годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности зарегистрированных структурных подразделений Партии.
3 декабря 2018 г. Партией в Минюст России были представлены документы на государственную регистрацию в связи с внесением изменений в ее Устав, однако распоряжением Минюста России от 20 декабря 2018 г. N 1562-р на основании подпунктов "а" и "в" пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 95-ФЗ в регистрации было отказано.
Предупреждения Минюста России, вынесенные в адрес Партии, в судебном порядке не обжаловались.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждениях, на дату рассмотрения дела в суде не устранены.
В ходе судебного заседания представители Партии пояснили, что ими приняты все необходимые меры для устранения указанных нарушений, Устав Партии переработан, его новая редакция принята на 10 съезде Партии и направлена на регистрацию в Минюст России, в территориальные избирательные комиссии направлены запросы о представлении протоколов о результатах выборов различного уровня в субъектах Российской Федерации, подтверждающих участие в них кандидатов от Партии.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 95-ФЗ закреплено, что в случае если политической партией в установленный предупреждением срок выявленные нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа.
Поскольку Партией в установленный предупреждениями срок выявленные нарушения не устранены и предупреждения Минюста России не были обжалованы в суд, деятельность Партии подлежит приостановлению. Однако суд принимает во внимание, что Партией принимаются меры по устранению выявленных нарушений, и считает, что разумным сроком приостановления ее деятельности является срок два месяца.
Федеральным законом N 95-ФЗ под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (пункт 3 статьи 3).
Из статей 31, 42 и 53 Устава Партии следует, что структурными подразделениями Партии являются региональные, местные и первичные отделения, региональное отделение Партии создается и действует в пределах субъекта Российской Федерации, местное отделение - в пределах территории действия органа местного самоуправления, первичное отделение Партии создается по месту жительства членов Партии.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что в случае приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения как учредителя средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов, и расчетов по трудовым договорам (контрактам).
Учитывая, что региональные и местные отделения Партии являются структурными подразделениями Партии, действующими на основании Устава Партии и обладающими в соответствии с ним правом принимать участие в выборах на территории Российской Федерации, в случае приостановления деятельности Партии деятельность ее региональных и иных структурных подразделений Партии приостанавливается на срок приостановления деятельности Партии.
Вместе с тем пунктом 7 статьи 39 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что не допускается приостановление деятельности регионального отделения политической партии в период со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 статьи 9 данного федерального закона.
Из представленных на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведений следует, что на 24 марта 2019 г. в Удмуртской Республике назначены дополнительные выборы депутата Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва по Нефтяному одномандатному избирательному округу N 10; на 14 апреля 2019 г. в Амурской области назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 "Благовещенск - Центральный", в Липецкой области назначены дополнительные выборы депутата Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10, в Нижегородской области назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21; на 26 мая 2019 г. в Тамбовской области назначены дополнительные выборы депутата Тамбовской областной Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу.
В связи с этим деятельность региональных и иных структурных подразделений Партии, за исключением региональных отделений, созданных в Удмуртской Республике, Липецкой области, Нижегородской области и Тамбовской области, подлежит приостановлению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить частично.
Приостановить деятельность Общероссийской политической партии "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ" (ОГРН 1137799014980), ее региональных отделений и иных структурных подразделений, за исключением региональных отделений в Удмуртской Республике, Липецкой области, Нижегородской области и Тамбовской области, на срок два месяца.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА