ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2018 г. N АКПИ18-94
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией",
установил:
Общероссийская общественная организация "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией" (далее - Организация) создана на учредительной конференции 14 мая 2004 г. и зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2004 г.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 27 августа 2004 г., основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1047746011280.
Утвержденный на учредительной конференции от 14 мая 2004 г. Устав Общероссийской общественной организации "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией" (далее - Устав) является действующим.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации ввиду осуществления ею деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации, норм, предусмотренных ее Уставом. В обоснование административного иска указано, что Организация не устранила по настоящее время выявленные в ходе проведенной в отношении ее плановой документарной проверки нарушения, которые послужили основанием для вынесения представления в адрес ее постоянного действующего руководящего органа и приостановления деятельности, в том числе не подтвердила свой статус как общероссийская общественная организация.
В судебном заседании представитель Минюста России Волкова О.А. поддержала заявленное требование и просила ликвидировать Организацию.
Выслушав объяснения представителя Минюста России, показания свидетеля С. исследовав письменные материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 82-ФЗ под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации (часть третья статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ).
Поименованный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (часть первая статья 38).
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России.
В период с 24 апреля по 24 мая 2017 г. на основании распоряжения Минюста России от 7 февраля 2017 г. N 169-р проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации, по результатам которой 24 мая 2017 г. составлен акт проверки (далее - Акт проверки).
9 февраля 2017 г. по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ): 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 50, было направлено уведомление о проведении плановой документарной проверки N 11-15968/17 (далее - Уведомление) вместе с приложенным к нему распоряжением Минюста России от 7 февраля 2017 г. N 169-р, в пункте 5 которого указаны документы, которые необходимо представить в Минюст России к 24 апреля 2017 г. Поскольку на проверку к указанному сроку не были представлены данные документы, в тот же день в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен на рассмотрение мировому судье.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 297 района "Соколиная гора" г. Москвы от 30 мая 2017 г. Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей. Постановление вступило в законную силу 5 августа 2017 г.
В связи с тем, что Организацией не были представлены в Минюст России запрашиваемые в Уведомлении документы, необходимые для проведения плановой документарной проверки Организации, в ходе проверки были изучены документы, содержащиеся в учетном деле Организации.
Акт проверки направлен в адрес Центрального совета Организации по указанному выше адресу 24 мая 2017 г.
Также по результатам проверки в адрес Центрального совета Организации Минюстом России вынесено и направлено письменное представление от 26 мая 2017 г., обязывающее Организацию устранить указанные в Акте проверки нарушения в срок до 24 июля 2017 г. и представить в Минюст России документы, подтверждающие устранение нарушений.
Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в Минюст России не представлены.
С учетом того, что в установленный срок нарушения Организацией не были устранены, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 82-ФЗ распоряжением Минюста России от 14 сентября 2017 г. N 1191-р деятельность Организации была приостановлена на срок до 20 декабря 2017 г., о чем Организации было сообщено в письме от 18 сентября 2017 г. N 11-113827/16.
Из материалов дела следует, что Организацией до настоящего времени нарушения, изложенные как в Акте проверки, так и в представлении от 26 мая 2017 г., послужившие основанием для приостановления ее деятельности, не устранены.
В соответствии с частью первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В нарушение приведенных требований закона и Устава Организацией на проверку не представлены: документы, подтверждающие местонахождение Организации (копии правоустанавливающих документов на помещение); решения высшего органа управления Организации (все протоколы, положения, справки и другие); решения (все протоколы) постоянно действующего руководящего органа и иные распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы) за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества (за 2014, 2015, 2016, 2017 годы), по использованию безвозмездного труда граждан; решения контрольно-ревизионной комиссии (все протоколы заседаний, акты проверок и другие); внутренние положения с решениями утвердивших их органов; сведения о ежегодном опубликовании отчетов о деятельности Организации; информация о пожертвованиях, полученных и направленных Организацией политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума; сведения о мероприятиях (периодичность, форма проведения, место проведения и т.п.), проводимых Организацией; сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, ФИО их руководителей, контактных телефонов; сведения о количестве членов (физических и юридически лиц - общественных объединений, состоящих на учете в Организации); документы по учету членов Организации; сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества; документы по использованию труда добровольцев, волонтеров; сведения о конкретных направлениях деятельности Организации, фактической деятельности по выполнению уставных целей и задач; документы по сайту Организации; переписка Организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей; материалы об учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации; материалы по выпуску периодических изданий; копии штатных расписаний Организации; документы, подтверждающие соблюдение установленных требований в отношении лицензируемой деятельности; бухгалтерско-финансовые документы (сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, порядке расходования денежных средств), а именно: копии плана счетов бухгалтерского учета, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения; утвержденные сметы доходов и расходов, финансовый план; оборотно-сальдовые ведомости по счетам Организации; карточки (анализ) счетов главной книги; банковские документы по всем открытым Организацией счетам (платежные поручения и иные поручения за проверяемый период, банковские выписки и т.д.); кассовые документы (кассовую книгу, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты); приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара; заключенные договоры и документы об их исполнении - счета-фактуры, акты; (в случае применения Организацией упрощенной системы налогообложения представляется книга учета доходов и расходов); информация о пожертвованиях, полученных и направленных Организацией юридическим и физическим лицам; иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Организации; иные материалы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе об участии в союзах (ассоциациях) общественных объединений.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от N 129-ФЗ) закреплено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 129-ФЗ.
При этом под государственной регистрацией юридического лица понимается в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (статья 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
В силу подпунктов "в", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внесение данных сведений в ЕГРЮЛ осуществляется в целях осуществления связи с данным юридическим лицом как федеральным органом государственной регистрации, то есть Минюстом России, так и третьими лицами.
Органами управления Организации являются Конференция, Центральный Совет и Председатель Организации - Председатель Центрального Совета (пункт 6.1 Устава).
Согласно сведениям об Организации, внесенным в ЕГРЮЛ 24 сентября 2010 г. и содержащимся в нем по настоящее время, адресом (местом нахождения) ее постоянно действующего исполнительного органа является адрес: 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 50, на основании договора аренды помещения от 1 апреля 2010 г. N 07/10-Щ/а, копия которого представлена в регистрирующий орган. При этом срок аренды помещений действовал до 28 февраля 2011 г. включительно. Согласно письму Федеральной службы судебных приставов от 24 апреля 2017 г. N 00151/17/38015 сотрудниками службы установлено, что Организация не располагается по адресу своей регистрации, что также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С. - исполняющий обязанности руководителя Организации, указав, что Организация деятельность не осуществляет.
По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, являются заместитель Председателя Костромин Виктор Анатольевич и Председатель Центрального Совета Мамаев Владимир Николаевич. Полномочия Председателя Центрального Совета Организации Мамаева В.Н. прекращены в связи с его смертью 10 октября 2015 г. Из протокола N 1 очередной отчетно-выборной Конференции Организации от 4 июля 2009 г. усматривается, что Костромин В.А. - заместитель Председателя Организации исключен из состава Центрального Совета и членов Организации. При этом в письме, поступившем в Минюст России 7 апреля 2016 г., Организация сообщает, что в связи со смертью Мамаева В.Н. с 11 октября 2015 г. вступил в должность заместитель Председателя Организации - Костромин В.А.
Исходя из положений пункта 2 статьи 54 ГК РФ и указанных обстоятельств установить связь с юридическим лицом и лицами, которые имели бы право действовать от его имени без доверенности, невозможно. Адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, считать достоверным не представляется возможным, поскольку Организация по нему не располагается и деятельность не осуществляет, а направляемая корреспонденция возвращается.
Полномочия Председателя Центрального Совета Мамаева В.Н. прекращены в связи с его смертью, заместитель Председателя Организации Костромин В.А. исключен из членов Организации.
Кроме того, С. избранный Председателем Центрального Совета Организации на Конференции 9 апреля 2016 г., не имеет права без доверенности действовать от имени Организации как юридического лица, поскольку сведения о нем не внесены в ЕГРЮЛ, а Конференция Организации, состоявшаяся 9 апреля 2016 г., не признана Минюстом России проведенной правомочным составом.
В качестве основания ликвидации Организации в Акте проверки Минюст России указал, что Организация, в структуре которой на момент государственной регистрации насчитывалось 46 региональных отделений, созданных на территории Российской Федерации, не подтвердила свой общероссийский статус, необходимым условием которого является создание в установленном законом и уставом порядке соответствующих структурных подразделений и осуществление таким объединением деятельности на территориях более 43 субъектов Российской Федерации.
Организация не устранила данное нарушение и на день рассмотрения административного дела в суде, не представила достоверных сведений, подтверждающих наличие структурных подразделений в 43 субъектах Российской Федерации, что является нарушением части второй статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ.
Символика, используемая Организацией на бланке и на официальном сайте www.komis-korrup.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не описана в ее Уставе, что не соответствует части второй статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ, в силу которой в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. Данное законоположение введено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций".
Вопреки положениям части первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ Организацией не были соблюдены нормы Устава, в частности пункта 4.2, который предусматривает создание в одном субъекте Российской Федерации только одного регионального отделения Организации. Вместе с тем в учетном деле имеются протоколы о создании двух региональных отделений как минимум в шести субъектах Российской Федерации, а именно: Тульской области (протоколы от 23 марта 2004 г. и 19 августа 2008 г.), Ивановской области (протоколы от 28 марта 2004 г. и 9 сентября 2008 г.), Калининградской области (протоколы от 29 марта 2004 г. и 26 августа 2008 г.), Тверской области (протоколы от 24 апреля 2004 г. и 8 октября 2008 г.), Челябинской области (протоколы от 3 апреля 2004 г. и 25 февраля 2010 г.) и в Республике Коми (протоколы от 13 апреля 2004 г. и 24 августа 2009 г.).
Пункт 2.1 Устава входит в противоречие с пунктом 1 части первой статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ, устанавливающим, что устав общественного объединения должен предусматривать цели общественного объединения, для достижения которых оно создано, при этом не разграничивая такие цели на основные и иные. Поименованный пункт Устава определяет только основную цель создания Организации и ее основные задачи.
Абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ на общественное объединение возложена обязанность информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение установленного законом предписания пункт 3.2 Устава, определяющий обязанности Организации, не содержит в себе таких положений.
Не соответствуют статье 29 Федерального закона N 7-ФЗ и иные положения Устава Организации, в частности положение пункта 6.8 не содержит полного перечня вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления Организации (определение принципов формирования и использования имущества Организации); пунктом 6.4 не предусмотрено принятие решений квалифицированным или единогласным голосованием по вопросам досрочного прекращения полномочий членов постоянно действующего руководящего органа (Центрального Совета), определения приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества; пунктом 4.10 предусмотрено избрание совета регионального отделения решением общего собрания большинством голосов, а не квалифицированным или единогласным голосованием; а пунктами 6.16 и 6.21 - избрание Председателя Организации - Председателя Центрального Совета и заместителя Председателя Организации - заместителя Председателя Центрального Совета решением Конференции большинством голосов, а не квалифицированным или единогласным голосованием, так как они являются членами Центрального Совета.
Не определены Уставом Организации вопросы исключительной компетенции общего собрания регионального отделения и принятие решений квалифицированным или единогласным голосованием по вопросам исключительной компетенции общего собрания регионального отделения, а также орган, к компетенции которого отнесено утверждение годового отчета и годового бухгалтерского отчета, финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений.
Помимо этого, Устав Организации содержит ряд противоречивых положений. Исходя из пункта 4.7 Устава решения по избранию руководящих органов отделения принимаются 2/3 голосов членов регионального отделения при наличии кворума, в то время как его пунктом 4.10 предусмотрено, что в период между общими собраниями деятельностью отделения руководит Совет регионального отделения, избираемый на общем собрании отделения большинством голосов членов отделения, присутствующих на собрании при наличии кворума, сроком на 3 года. Согласно пункту 4.4 Устава отделения Организации действуют на основании Устава Организации, а пункт 7.9 Устава допускает, что отделения могут действовать на основании своих собственных уставов. В пункте 4.5 Устава указано, что руководящими органами отделения, действующего на основании Устава Организации, является Конференция Организации, Центральный Совет, Председатель Организации - Председатель Центрального Совета, общее собрание членов отделения, созываемое Председателем Совета Организации или решением Совета отделения один раз в 3 года. Из пункта 4.10 следует, что в период между общими собраниями деятельностью отделения руководит Совет регионального отделения, избираемый на общем собрании отделения большинством голосов членов отделения, присутствующих на собрании при наличии кворума, сроком на 3 года. Количественный состав членов Совета определяется общим собранием регионального отделения и Центральным Советом Организации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении, установлены и подтверждаются материалами дела: распоряжением Минюста России от 7 февраля 2017 г. N 169-р, уведомлением о проведении плановой документарной проверки от 9 февраля 2017 г. N 11-15968/17, протоколом об административном правонарушении от 24 апреля 2017 г. N 25, постановлением мирового судьи судебного участка N 297 района "Соколиная гора" г. Москвы от 30 мая 2017 г., актом проверки от 24 мая 2017 г., представлением Минюста России от 26 мая 2017 г., распоряжением Минюста России от 14 сентября 2017 г. N 1191-р о приостановлении деятельности Организации, Уставом, копиями протоколов Конференции.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Представление, постановление о совершении административного правонарушения и распоряжение о приостановлении деятельности Организации Минюста России в судебном порядке не обжаловались, а указанные выше нарушения Федерального закона N 82-ФЗ и Устава, в том числе изложенные в представлении и послужившие основанием для приостановления Минюстом России деятельности Организации до 20 декабря 2017 г., не устранены Организацией до настоящего времени.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для ликвидации общественного объединения (статья 44 Федерального закона N 82-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Принимая во внимание, что Устав Организации содержит противоречивые положения и требует внесения в него изменений, а формирование руководящих органов Организации, установление их компетенции, учет членов Организации осуществляются в соответствии с Уставом, устранить изложенные выше нарушения законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.
Кроме того, самостоятельным основанием для ликвидации Организации является неустранение в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Общероссийскую общественную организацию "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией", ее региональные отделения и иные структурные подразделения (основной государственный регистрационный номер 1047746011280).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА