ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2018 г. N 78-КГ18-58
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на определение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 6 декабря 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2018 года, которыми государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга отказано в принятии административного искового заявления о ликвидации товарищества собственников жилья "Среднерогатская 9" и назначении ликвидатора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обратилась в суд с административным иском о ликвидации товарищества собственников жилья "Среднерогатская 9" и назначении ликвидатора, ссылаясь на то, что решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании упомянутого товарищества собственников жилья не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку принято лицами, обладающими менее 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Допущенные при создании товарищества собственников жилья "Среднерогатская 9" нарушения жилищного законодательства носят неустранимый характер, в связи с чем данное товарищество подлежит ликвидации.
Определением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 6 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2018 года, отказано в принятии административного иска.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2018 года отказано в передаче кассационной жалобы государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга поставлен вопрос об отмене состоявшихся по материалу судебных постановлений и направлении административного иска в суд первой инстанции для рассмотрения.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2018 года административный материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 20 сентября 2018 года передан для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судьей районного суда и судом апелляционной инстанции при рассмотрении материала допущены такого рода нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского судопроизводства.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья районного суда, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что административное исковое заявление государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Оставляя без изменения определение судьи, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда указала на то, что предъявление административного иска о ликвидации товарищества собственников жилья по основаниям выявления неустранимых нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, и его рассмотрение судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, возможно после установления в порядке гражданского судопроизводства недействительности (ничтожности) решения собрания собственников помещений многоквартирного дома о создании товарищества собственников жилья и утверждении устава некоммерческой организации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает приведенные выводы судов неправильными, а судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1); юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций (подпункт 2 пункта 3), товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (подпункт 4 пункта 3).
Частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которым они владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
По смыслу пункта 1 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и частей 1 и 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (часть 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Из разъяснений, данных в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства; дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" также разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1).
Из приведенных правовых норм следует, при рассмотрении дел о приостановлении деятельности некоммерческой организации, иных общественных объединений, их ликвидации либо запрета деятельности, исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра по заявлению уполномоченного органа или должностного лица осуществляется судебный контроль за реализацией отдельных властных требований к физическим лицам и объединениям граждан.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер (пункт 2 части 6).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2-1 Положения о государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга относится к органам, организациям, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, следовательно, заявленные ею требования о ликвидации некоммерческой организации товарищества собственников жилья являются мерой реагирования на нарушение действующего законодательства и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия, установив, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым отменить их и направить административный материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к производству суда в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 6 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2018 года отменить.
Материал по административному иску государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о ликвидации товарищества собственников жилья "Среднерогатская 9" и назначении ликвидатора направить в Московский районный суд Санкт-Петербурга для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда и рассмотрении заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.