ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2017 г. N 306-КГ16-18329
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2016 по делу N А65-29593/2015
установил:
акционерное общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о признании незаконным решения от 21.09.2015 N 16/060/001/2015-8737 об отказе в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества с оборудованием от 16.07.2015 N НчФ/44913/15; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить действия по государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества с оборудованием от 16.07.2015 N НчФ/44913/15.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2016, решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах и имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому, если в аренду здание, сооружение, помещения в ни или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представленного на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенного установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащее передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из представленного на государственную регистрацию договора N НчФ\49913\15 аренды недвижимого имущества от 16.07.20115 в прилагаемом к указанному договору графическому описании (приложение N 1) невозможно и индивидуализировать объект и четко определить предмет договора.
Согласно договору аренды от 16.07.2015 площадь арендуемой части помещения указана 570 кв. м, в соответствии с дополнительным соглашением к договору - 556,8 кв. м; кроме того, арендуемой части помещения присвоен другой кадастровый номер 16:46:030106:4845.
Пункт 3 части 1 статьи 22, статья 44 Федерального закона от 24.07.2007 N N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает учет в ГКН части здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831, зарегистрированным в Минюсте России 09.04.2013 N 28057, утверждены формы кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, кадастрового паспорта земельного участка, кадастрового паспорта помещения, которые предусматривали возможность отражения в них сведений о частях объектов недвижимости, на которые распространяются ограничения (обременения) права. С 1 января 2015 года Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 утверждены новые формы, которые также содержат разделы об учтенных в государственном кадастре недвижимости частях объектов.
Поскольку на момент обращения заявителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией договора, предусматривающего передачу в аренду части здания, на территории Российской Федерации действовали формы кадастровых паспортов, в которых подлежали отражению сведения о частях здания (помещения) в том объеме, в котором они подлежат внесению в государственный реестр недвижимости, требование регистрирующего органа о необходимости представления заявителем на государственную регистрацию договора аренды части здания кадастрового паспорта здания, в котором отражены сведения о части здания, предоставленного в аренду, являются законными, по мнению заявителя жалобы.
После отказа регистрирующего органа заявителем были изготовлены новые технический план, технический паспорт, на основании которого ему был выдан новый кадастровый паспорт и 21.12.2015 была произведена государственная регистрация договора аренды части здания.
С 01.01.2013 в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком государственного кадастрового учета.
С 01.01.2017 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация ограничения, обременения на часть здания, сооружения, помещения будет производиться при внесении в кадастр недвижимости сведений о части здания, сооружения, помещения (пункт 5 статьи 44).
Таким образом, перед тем как регистрировать ограничение (обременение) части недвижимого имущества, необходимо внести сведения об этой части в государственный кадастр недвижимости, поскольку в соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации (в том числе права) аренды на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, 16.07.2015 между индивидуальным предпринимателем Маннаповой Рушанией Бариевной и АО "Тандер" заключен договор аренды недвижимого имущества с оборудованием N НчФ/44913/15 на часть нежилого помещения. Данное недвижимое имущество принадлежит индивидуальному предпринимателю Маннаповой Рушанией Бариевной на праве собственности.
10.08.2015 АО "Тандер" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о регистрации указанного договора аренды недвижимого имущества с оборудованием.
Управлением в лице Бугульминского отдела сообщением от 21.09.2015 N 16/060/001/2015-8737 в государственной регистрации данного договора аренды было отказано.
Ссылаясь на отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации договора аренды, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов АО "Тандер".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 607, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 26, 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 7, 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", установив, что в дело правоустанавливающих документов ранее был помещен кадастровый паспорт здания магазина, часть которого передана в аренду обществу, представленный на государственную регистрацию договор аренды содержал приложение с планом здания и выделением границ передаваемого в аренду объекта, предмет договора определен путем текстуального и графического описания, между сторонами договора отсутствуют разногласия относительно местоположения, границ и площади арендуемого объекта, пришел к выводу о том, что отказ в государственной регистрации договора не соответствует закону, нарушает права и законные интересы АО "Тандер".
Суд кассационной инстанции поддержал выводы апелляционного суда.
Доводы о том, что на момент обращения АО "Тандер" в регистрирующий орган действовали новые формы кадастровых паспортов, в которых подлежали отражению сведения о частях здания (помещения) в том объеме, в каком они подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, и, что после отказа АО "Тандер" изготовлены новые технический план и технический паспорт, на основании которых ему был выдан новый кадастровый паспорт и 21.12.2015 управлением Росреестра произведена государственная регистрация договора аренды части здания, были предметом исследования судов и им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Доводы, приведенные заявителем, не опровергают выводов судебных инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА