ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2020 г. N 302-ЭС20-4953
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения (далее также - администрация) на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.01.2020 по делу N А19-9322/2019 Арбитражного суда Иркутской области
по иску администрации к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 2 318 000 рублей расходов, понесенных в связи с обеспечением жилым помещением в льготном порядке инвалида, вставшего на учет после 01.01.2005,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
установила:
вступившим в законную силу решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 05.03.2018 по гражданскому делу N 2-24-18 на администрацию Шелеховского городского поселения возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение Тротнер Людмиле Викторовне, действующей в своих интересах и в интересах троих несовершеннолетних детей, в том числе Тротнера Романа Сайфидиновича, 2005 года рождения, страдающего заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень), благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 61 кв. м по договору социального найма.
Исполняя решение суда, администрация за счет средств местного бюджета приобрела жилое помещение площадью 61,6 кв. м и предоставила его по договору социального найма Тротнер Л.В.
Ссылаясь на несение расходов в сумме 2 318 000 рублей в связи с предоставлением жилого помещения семье ребенка-инвалида, обеспечение жилищных прав которого относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.09.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.01.2020 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение суда первой инстанции.
Мотивом к отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций явилось ошибочное, по мнению суда кассационной инстанции, определение суммы убытков Шелеховского городского поселения, подлежащих компенсации Иркутской областью.
Как отметил суд, положения пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень. В соответствии с решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 05.03.2018 администрация предоставила жилое помещение семье Тротнер, состоящей из четырех человек, однако только Тротнер Роман Сайфидинович относится к льготной категории граждан, подлежащей внеочередному обеспечению жилым помещением. Площадь жилого помещения, которое в соответствии с требованиями жилищного законодательства подлежит предоставлению Тротнеру Р.С., с учетом его права на дополнительную площадь, составляет 33 кв. м.
Ссылаясь на положения статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции нашел, что сам факт принятия судом общей юрисдикции решения об обязании предоставить жилое помещение ребенку-инвалиду и его семье площадью более 33 кв. м не порождает для Иркутской области обязанности полностью компенсировать понесенные в связи с этим расходы администрации. Предоставление жилого помещения семье, вставшей на жилищный учет после 01.01.2005, членом которой является инвалид, страдающий хроническим заболеванием, включенным в Перечень, не влечет для Иркутской области обязанности по компенсации возникших в связи с этим расходов в размере большем, чем это было бы необходимо для обеспечения непосредственно жилищных прав такого инвалида.
Суд кассационной инстанции признал выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у министерства финансов Иркутской области статуса главного распорядителя бюджетных средств в сфере социальной поддержки инвалидов сделанными без учета положений части 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация Шелеховского городского поселения указывает на незаконность позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, неправильное применение норм материального права и просит в этой связи вынесенное им постановление отменить.
Как отмечает администрация, вопрос наличия у Иркутской области обязанности в полном объеме компенсировать расходы муниципального образования по предоставлению жилого помещения Тротнер Л.В. детально исследовался Арбитражным судом Иркутской области. Обстоятельства, определяющие необходимость предоставления жилого помещения на семью из четырех человек, включая Тротнера Р.С., установлены и отражены в содержании судебных актов. Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, оставил без внимания данные обстоятельства притом, что они имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Судебные акты судов первой и апелляционной инстанций вынесены с учетом сложившейся судебной практики, о чем администрация указывала в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, администрация находит обжалуемое постановление неясным в той части, где суд кассационной инстанции указал на неправомерность выводов судов нижестоящих инстанций о наличии у Министерства финансов Иркутской области статуса главного распорядителя бюджетных средств.
Нормы и разъяснения, на которые указал суд кассационной инстанции, регулируют вопросы исполнения Министерством финансов Российской Федерации исков, заявленных к казне Российской Федерации. Однако администрация требований к Российской Федерации не заявляла, поэтому указание суда кассационной инстанции создает неопределенность, в какой части иска подлежат применению данные нормы.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные администрацией доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА