ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2018 г. N 303-КГ18-2644
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рыбацкое" на решение Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.2017 по делу N А51-2798/2017
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбацкое" (далее - ООО "Рыбацкое", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным оформленного письмом от 30.11.2016 N 18003/20у отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГА администрации г. Владивостока) об исключении красных линий из градостроительного плана N RU25304000-3012201500000168 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350 и об обязании Управление принять решение о внесении изменений в указанный градостроительный план в части исключения красных линий.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в том числе автомобильных дорог, не однозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах.
Судами не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 25.02.2016 N 242 о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и о необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Проект планировки территории, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:350, не утверждался. В материалы дела также не представлено доказательств принятия главой администрации города Владивостока отдельного решения об установлении красных линий автодороги, проходящих через названный земельный участок.
В составе Генплана Владивостокского городского округа не утверждалось отдельного плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий; из карт, утвержденных в составе Генплана Владивостокского городского округа, не усматривается, что на них отображены спорные красные линии.
В суде кассационной инстанции ответчик сослался на фрагмент карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки территории Владивостокского городского округа, однако данный документ не был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Заявитель не согласен с выводами судов об избрании им ненадлежащего способа защиты права.
При разрешении вопроса об использовании земельного участка следует руководствоваться положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации о видах разрешенного использования земельного участка исходя из его принадлежности к конкретной территориальной зоне согласно градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подпункты 1 и 4 статьи 34, часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Градостроительные регламенты, градостроительного зонирования, каждый из которых действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (части 1 и 3 статьи 36 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Доказательств невозможности использования спорного земельного участка для строительства ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - объекты складского назначения, площадь участка 21669 кв. м, адрес объекта: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 123 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Владивосток, ул. Рыбацкая, 56.
30.12.2015 распоряжением N 1107 управлением утвержден градостроительный план N RU25304000-3012201500000168 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Рыбацкая, 56. Градостроительный план содержит указание на наличие на земельном участке красных линий фактически существующей автодороги.
06.12.2015 ООО "Рыбацкое" обратилось в УГА администрации города Владивостока с заявлением об исключении красных линий, обозначенных в утвержденном градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Рыбацкая, 56, и выдаче градостроительного плана без указания таких линий.
Письмом от 19.12.2016 N 18960/20у "О выдаче градостроительного плана земельного участка" управление отказало обществу во внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Рыбацкая, 56, указав, что красные линии (проезды), отраженные на чертеже градостроительного плана в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:350, установлены вдоль существующей улицы ВИР, которая обеспечивает доступ к смежным землепользователям (земельные участки, расположенные по ул. ВИР, д. 1, д. 4), в силу чего оснований для исключения красных линий не имеется.
Несогласие общества с наличием на участке красных линий и полученным ответом послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ, разработка и утверждение красных линий осуществляется в составе подготовки проекта планировки соответствующих территории. Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса РФ, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 N 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.
Судами установлено, что в городе Владивостоке отсутствует нормативный акт, устанавливающий границы красных линий на территории муниципального образования.
Вместе с тем, в настоящем случае красные линии отражены в нормативно утвержденных чертежах красных линий на территории г. Владивостока, схеме с отображением зон с особыми условиями использования территории по данным Единого государственного реестра недвижимости и красных линий, входящими в состав графических приложений к Генеральному плану г. Владивостока и Правилам землепользования и застройки г. Владивостока; красные линии отражены также в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа.
Согласно пункту 12.15 постановления главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа" улично-дорожная сеть городского округа входит в состав всех территориальных зон и представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.
Таким образом, красные линии, обозначающие фактически существующие автомобильные дороги, не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе обзорную схему взаимного расположения земельных участков, фрагмент карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, фрагмент чертежа красных линий, суды пришли к выводу о том, что установленные на спорном участке красные линии обозначают границы фактически существующей автодороги.
Проанализировав наряду с представленными графическими схемами территориального планирования картографические материалы и историю создания принадлежащего обществу земельного участка, суды установили, что улица ВИР появилась после приватизации предприятия, располагавшегося, в том числе, на спорном земельном участке, и на сегодняшний день представляет собой автомобильную дорогу, входящую в состав уличной сети города Владивостока, представляющую сквозной проезд, примыкающий к улице Шоссейной, и обеспечивает доступ как к земельному участку заявителя, так и к ряду других земельных участков, принадлежащих третьим лицам.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о соответствии выданного градостроительного плана имеющейся в городе Владивостоке нормативной документации в части наличия на принадлежащем обществу земельном участке красных линий существующей автодороги.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Рыбацкое" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА