ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2018 г. N 309-КГ18-13252
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу открытого акционерного общества фирма "Березники-Сервис" на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.10.2017 по делу N А50-28633/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2018 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества Фирма "Березники-Сервис" (Пермский край, г. Березники) к администрации города Березники Пермского края (Пермский край, г. Березники) о признании незаконным отказа в изъятии для муниципальных нужд земельного участка, встроенного помещения,
установил:
решением Арбитражного суда Пермского края от 23.10.2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018, открытому акционерному обществу фирма "Березники-Сервис" (далее - общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным изложенного в письме от 31.07.2017 N СЭД-01-19-597 решения администрации города Березники Пермского края (далее - администрация) об отказе обществу в изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 94 кв. м с кадастровым номером 59:03:0400130:27, расположенного по адресу: г. Березники, пр. Ленина, 6, встроенного помещения филиала магазина "Надежда", площадью 197,9 кв. м, обозначенного на плане и в экспликации под N 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, расположенного в подвальном помещении и под N 1, 2, 3, 4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, 6, с кадастровым номером 59:03:0400130:98, и выкупе указанного встроенного помещения по цене, определенной отчетом N 153-05-2017 об оценке объекта оценки "Встроенного помещения филиала магазина "Надежда" площадью 197,9 кв. м, выполненного ИП Дрей А.А.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2018 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив по материалам истребованного дела приведенные заявителем доводы, усматриваются основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество является собственником встроенного помещения филиала магазина "Надежда" площадью 197,9 кв. м, обозначенного на плане и в экспликации под N 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, расположенного в подвальном помещении и под N 1, 2, 3, 4 на первом этаже 3-этажного кирпичного дома по адресу: Пермский край, г. Березники, проспект Ленина, 6, с кадастровым номером 59:03:0400130:98, а также собственником земельного участка площадью 94 кв. м с кадастровым номером 59:03:0400130:27, расположенного по тому же адресу.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р авария, произошедшая на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня.
Распоряжением Правительства Пермского края от 22.09.2014 N 256-рп "О проведении эвакуации населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий" города Березники" предписано провести эвакуацию населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий" в г. Березники в срок до 31.12.2014.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции от 20.08.2007 N 21 многоквартирный жилой дом N 6 по пр. Ленина г. Березники признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Главы города Березники Пермского края от 21.08.2007 N 1626 "По итогам работы межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме N 6 по пр. Ленина г. Березники, предписано обеспечить проведение реконструкции дома в срок до 01.12.2007. При отказе собственников от проведения реконструкции дома в установленный срок провести процедуру изъятия земельного участка и жилых помещений в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Главы города Березники Пермского края от 24.08.2007 N 1702 земельный участок с кадастровым номером 59:03:04 00 130:0006, площадью 2698 кв. м, занимаемый многоквартирным жилым домом N 6 по проспекту Ленина, был изъят для муниципальных нужд.
Постановлением Главы города Березники Пермского края от 04.10.2007 N 1955 в постановление от 24.08.2007 N 1702 внесены изменения: пункт 1 изложен в следующей редакции: "Изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 59:03:04 00 130:0006, площадью 2604 кв. м, занимаемый многоквартирным жилым домом N 6 по проспекту Ленина".
Письмом от 31.07.2017 N СЭД-01-19-597 администрация, ссылаясь на то, что нежилое помещение, принадлежащее обществу, аварийным не признавалось, обязанность изъятия земельного участка отсутствует, отказала в удовлетворении требований общества о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд спорного земельного участка, о принятии решения об изъятии встроенного помещения филиала магазина "Надежда" и выкупе указанного встроенного помещения филиала магазина "Надежда" по цене, определенной отчетом N 153-05-2017 об оценке, выполненного ИП Дрей А.А.
Обращаясь с требованиями по настоящему делу в арбитражный суд, общество ссылалось на нарушение оспариваемым отказом администрации его прав и законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, ссылаясь на положения статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о применении данных норм права в случае признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие их естественного физического износа в результате эксплуатации.
Суды указали на то, что законодательное регулирование последствий признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в этом доме отсутствует.
Судами учтено, что спорные правоотношения возникли в результате техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" г. Березники, признанной чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р.
Министерству финансов Российской Федерации поручено указанным распоряжением предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету Пермского края бюджетный кредит в размере до 700 млн. рублей на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.12.2014 N 1436, которым утвердило Правила предоставления субсидий на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники, Пермский край, в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), а также обязало направить бюджетные ассигнования из федерального бюджета бюджету Пермского края в виде субсидий на мероприятия по переселению граждан из указанного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-п утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники.
Из системного анализа предписаний, содержащихся в Правилах, следует, что социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки.
Приведенные нормы исключают возможность обеспечения жильем даже собственников жилых помещений в порядке статьи 32 ЖК РФ, поскольку в данном случае получение иного жилья в связи с техногенной аварией на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" возможно только в рамках Порядка N 764-П.
Вместе с тем порядок осуществления социальных выплат собственникам коммерческой недвижимости ни Правилами, ни Порядком N 764-п, не установлен. Принудительное отчуждение имущества у собственников коммерческой недвижимости для государственных и муниципальных нужд не предусмотрено.
Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и применения в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии к указанным отношениям положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество указывает на то, что дом, в котором расположено принадлежащее ему на праве собственности спорное помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, фактически был демонтирован через несколько дней после вынесения судом кассационной инстанции постановления от 08.05.2018.
Заявитель указывает, что при разрешении спора суды неправомерно сослались на невозможность применения к нежилым помещениям положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержден указанный в части 10 статьи 32 порядок.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Общество обращает внимание на то, что всем собственникам помещений кроме заявителя была осуществлена выплата рыночной стоимости изымаемого имущества.
При названных обстоятельствах доводы общества о существенном нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
кассационную жалобу открытого акционерного общества фирма "Березники-Сервис" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 13 ноября 2018, 12 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Е.Е.БОРИСОВА