ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2018 г. N 74-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАКСИМУС" о признании не действующим в части Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "МАКСИМУС" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112 (далее также - Постановление N 112) утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее также - Порядок), определяющий категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, цели, условия и порядок предоставления субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, и положение об обязательной проверке распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом 5.2.7 Порядка предусмотрено, что при определении размера субсидий расчетным периодом является период действия установленных экономически обоснованных тарифов.
Общество с ограниченной ответственностью "МАКСИМУС" (далее также - ООО "МАКСИМУС", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании пункта 5.2.7 Порядка недействующим, ссылаясь на создание им двоякости толкования и неопределенности в понимании положений о вступлении Порядка в силу, что противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) и Закону Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "МАКСИМУС" просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить административный иск. В обоснование указывает, что в Постановлении N 112 не определен порядок его введения в действие, соответственно, оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие после опубликования. Оспариваемым пунктом действию Порядка придается обратная сила, поскольку период действия экономически обоснованных тарифов установлен с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. Административный истец не соглашается с выводом суда о том, что период расчета субсидии должен соответствовать периоду установления тарифов, так как предоставление субсидии связано с возмещением недополученных доходов от установления льготных тарифов на коммунальные услуги.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Правительством Республики Саха (Якутия) и государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для указанных категорий потребителей на уровне, отличном от уровня, на котором устанавливаются цены (тарифы) для других категорий потребителей, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) подлежат возмещению субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (при предоставлении соответствующих бюджетных средств).
Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В Республике Саха (Якутия) категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" (далее - Закон 1235-З N 25-V).
В соответствии со статьей 5 указанного Закона возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
В целях реализации статьи 5 Закона 1235-З N 25-V постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, действовавший до признания его утратившим силу постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 г. N 310.
Согласно пункту 5.2.5 Порядка размер субсидии по каждому виду коммунальных ресурсов (услуг) определяется как разница между расходами организации по виду коммунального ресурса (услуги) по экономически обоснованным тарифам (Ri) и доходами от населения по виду коммунальной услуги по льготным тарифам (Di).
При этом величина расходов организации по виду коммунального ресурса (услуги) по экономически обоснованным тарифам определяется с учетом значений планового объема вида коммунального ресурса (услуги), поставляемого льготной категории потребителей, учтенного в полезном отпуске тарифа соответствующего коммунального ресурса, либо заявленного организацией объема, но не больше объема, учтенного в полезном отпуске тарифа, и экономически обоснованного тарифа поставщика на 1 единицу вида коммунального ресурса, утвержденного регулирующим органом; доходы от населения по виду коммунальной услуги по льготным тарифам - с учетом значений планового объема вида коммунального ресурса, поставляемого льготной категории потребителей, начисляемого к оплате льготной категории потребителей, и льготного тарифа вида коммунального ресурса, утвержденного регулирующим органом.
Оспариваемым административным истцом пунктом 5.2.7 Порядка установлено, что при определении размера субсидий расчетным периодом является период действия установленных экономически обоснованных тарифов.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы законодательства и представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый в части региональный нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в рамках осуществления полномочий, с соблюдением установленного законом порядка.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел несоответствия оспариваемых положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подробно и аргументированно изложив свою позицию в обжалуемом решении.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым пунктом действию Порядка в нарушение пункта 1 статьи 4 ГК РФ придается обратная сила, основанием для отмены решения не являются.
Согласно пункту 3.1 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 1.3 Порядка).
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации.
Частью 10 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении также предусмотрено, что период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет не менее одного года.
Принимая во внимание указанные нормы закона, суд первой инстанции правильно указал, что исходя из специфики правового регулирования определения размера субсидий по возмещению недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов, расчетный период при определении размера субсидий должен определяться периодом действия этих тарифов.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании закона. При этом ссылки административного истца на то, что Порядком, в отличие от ранее действовавшего постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2011 г. N 373 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов" (далее - Постановление N 373), не предусмотрена компенсация объема тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилого фонда, о несоответствии Порядка пункту 1 статьи 4 ГК РФ и части 4 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" не свидетельствуют.
Из анализа утвержденных Постановлением N 373 Методики расчета субсидий, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов, и Правил определения экономии субсидий следует, что предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов соотносилось с расчетным периодом, совпадающим с периодом действия экономически обоснованных тарифов.
Пунктом 3 Постановления N 112 Постановление N 373 признано утратившим силу.
В этой связи, учитывая, что предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год (пункт 1.3 Порядка), какое-либо иное установление расчетного периода пунктом 5.2.7 Порядка допустимым не являлось.
Принимая во внимание, что установленный Порядком механизм субсидирования соответствует установленным Законом 1235-З N 25-V основаниям для компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, оспариваемые административным истцом положения не могут расцениваться как нарушающие его права.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемые нормы отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности правовых норм, то есть являются в достаточной степени определенными по своему содержанию.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой в решении дана надлежащая правовая оценка.
Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые отношения, и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАКСИМУС" - без удовлетворения.