ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 34-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Сплав" и общества с ограниченной ответственностью "Кристи" об оспаривании решения Совета депутатов города Мурманска от 26 мая 2016 г. N 26-402 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 N 3-41 "Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" в части
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кристи" на решение Мурманского областного суда от 29 мая 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя общества с ограниченной ответственностью "Кристи" по доверенности Михельсон-Рудовой В.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Совета депутатов города Мурманска, главы муниципального образования город Мурманск, Комитета имущественных отношений города Мурманска по доверенности Стародуба А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Совета депутатов города Мурманска пятого созыва от 27 ноября 2014 г. N 3-41 (далее - Решение N 3-41), официально опубликованным 29 ноября 2014 г. в газете "Вечерний Мурманск", N 220, и вступившим в силу с 1 января 2015 г., в том числе утверждена Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск согласно приложению (далее - Методика).
Согласно пункту 3 Методики расчет арендной платы за пользование земельным участком в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается по формуле, включающей применение базовой ставки по кодам вида функционального использования объекта согласно приложению N 1 "Базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками по видам разрешенного использования (РИ) объекта (Аб)" к Методике.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26 мая 2016 г. N 26-402 (далее - Решение N 26-402) (в редакции решения от 26 января 2017 г. N 33-592) внесены изменения в Решение N 3-41 и принята новая редакция приложения N 1 к Методике, которой установлены новые базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками по видам разрешенного использования объекта.
Так, в таблице приложения N 1 к Методике базовая ставка арендной платы за использование земельных участков по коду вида функционального использования объекта 2.4 "Гостевые автостоянки, паркинги" установлена в размере 108, по коду вида функционального использования объекта 4.4 "объекты металлообрабатывающей промышленности" - 571, по коду вида функционального использования объекта 4.16. "Прочие промышленные предприятия и объекты" - 215, по коду вида функционального использования объекта 5.4 "Многофункциональные торговые и торгово-развлекательные комплексы" -531.
Акционерное общество "Сплав" обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с 1 июля 2016 г. приложения N 1 к Решению N 26-402 в части установления базовых ставок арендной платы по кодам 4.4 "Объекты металлообрабатывающей промышленности" и 4.16 "Прочие промышленные предприятия и объекты".
Общество с ограниченной ответственностью "Кристи" обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с 1 июля 2016 г. приложения N 1 к Решению N 26-402 в части установления базовых ставок арендной платы по кодам 5.4 "Многофункциональные торговые и торгово-развлекательные комплексы" и 2.4 "Гостевые автостоянки, паркинги". В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются арендаторами земельных участков, расположенных в границах муниципального образования город Мурманск, в результате применения с 1 июля 2016 г. новых базовых ставок арендной платы арендная плата за арендуемые административными истцами земельные участки существенно увеличилась. По мнению истцов, Решение N 26-402 в оспариваемой части не соответствует принципам экономической обоснованности, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, предсказуемости расчета размера арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Определением суда от 4 мая 2017 г. административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Мурманского областного суда от 29 мая 2017 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Кристи" (далее - Общество) просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Податель жалобы указывает на то, что представленный ответчиками в качестве обоснования отчет является научным трудом и не может служить допустимым доказательством по делу, поскольку в нем не определялась доходность земельных участков рассматриваемых видов разрешенного использования. При этом суд необоснованно отклонил ходатайство о представлении произведенных расчетов, являющихся основой для установления базовых ставок, для их анализа привлеченным специалистом.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом депутатов города и главой города Мурманска, а также прокуратурой Мурманской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство. В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) и подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в действующей редакции с 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 3 апреля 2008 г. N 154-1111/6, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом названного Положения. При этом ставки арендной платы (С, Бс) и регулирующие коэффициенты (К1, Кп) устанавливаются органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (пункты 1.3 и 2.3 Положения).
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении N 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Имеющееся в материалах дела экономическое обоснование к проекту Решения N 26-402 содержит детальное исследование сегмента рынка, анализ рыночной информации по сделкам и предложениям по продаже и аренде, тенденций, характеризующих экономику города Мурманска, а также экономической эффективности и последствий принятия Методики с учетом экономически обоснованных базовых ставок. При расчете базовых ставок применены различные методы, в том числе затратный, по которому проводилась оценка анализа рыночной информации об арендных платежах на землю и за объекты недвижимости, находящиеся на этих земельных участках и использовалась информация о рыночной стоимости земельных участков. Данный расчет базовых ставок приведен с учетом местоположения земельных участков, по видам функционального использования в их соответствии видам разрешенного использования, с учетом экологических и природных условий, а также экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемое Решение N 26-402 с перечисленными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что финансово-экономическое обоснование к проекту Решения N 26-402 содержит многофакторный анализ, подтверждающий необходимость корректировки арендной платы, уплачиваемой за пользование названными земельными участками, в соответствии с уровнем их доходности, а содержащиеся в приложении N 1 "Базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками по видам разрешенного использования (РИ) объекта (Аб)" к Методике в части установления базовых ставок арендной платы по оспариваемым кодам не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. При принятии оспариваемого нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления соблюдены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, не нашло подтверждения утверждение Общества о ненадлежащем обосновании размера базовых ставок арендной платы по оспариваемым кодам.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном истолковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Мурманского областного суда от 29 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристи" без удовлетворения.
