ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 25-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" об оспаривании постановления службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 г. N 206 "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" (ОГРН 1023000828861)",
по апелляционной жалобе административного истца на решение Астраханского областного суда от 9 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" Морозовой О.В., Тельных Я.О., Халина А.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя службы по тарифам Астраханской области Меркуловой О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением службы по тарифам Астраханской области (далее также - Служба, регулирующий орган) от 11 декабря 2015 г. N 206 "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" (ОГРН 1023000828861)" (далее Постановление N 206) муниципальному унитарному предприятию города Астрахани "Коммунэнерго" (далее также - МУП "Коммунэнерго", предприятие) установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2016 - 2018 гг.
МУП "Коммунэнерго" обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 206, ссылаясь на искусственное занижение оспариваемых тарифов регулирующим органом за счет необоснованного повышения объема полезного отпуска без соответствующего изменения размера необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) предприятия. Административный истец указывает, что установленные на 2016 г. тарифы не компенсируют затраты предприятия на осуществление регулируемой деятельности, их применение влечет возникновение убытков.
Решением Астраханского областного суда от 9 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Коммунэнерго" просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы полагает, что им доказан факт несения убытков, вызванных применением оспариваемых тарифов; выводы суда об отсутствии документов, подтверждающих расходы предприятия, не соответствуют материалам дела; факт нарушений административным истцом требований о ведении раздельного учета не доказан.
Службой и прокуратурой Астраханской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания). Для целей рассмотрения настоящего дела указанные нормативные акты применяются в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 206.
Согласно подпункту "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении расчеты за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Полномочиями устанавливать тарифы на оказание названных услуг наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Как усматривается из материалов дела, Постановление N 206 принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа в установленной форме (пункт 1.1, подпункты 2.1.2, 2.1.4.1, пункт 3.4 Положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. N 49-П) и опубликовано 17 декабря 2015 г. в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" N 49.
В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
Уровень операционных расходов первого года долгосрочного периода регулирования является базовым для таких расходов и определяется по Правилам установления долгосрочных параметров регулирования с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования (пункты 2, 59 Основ ценообразования, пункт 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования).
Амортизация основных средств и нематериальных активов входит в состав неподконтрольных расходов и устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (пункт 73 Основ ценообразования).
Затраты на приобретение сырья и материалов, а также на ремонт основных средств регулируемой организации относятся к операционным расходам (подпункты "а" и "б" пункта 58 Основ ценообразования), для определения величины которых используются плановые (расчетные) цены (пункты 40 и 41 Основ ценообразования).
Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов).
МУП "Коммунэнерго" осуществляет деятельность по реализации и передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), а также нерегулируемые виды деятельности на территории города Астрахани. Тарифы на услуги предприятия по передаче тепловой энергии рассчитаны регулирующим органом на 2016 - 2018 гг. с применением метода индексации установленных тарифов и утверждены Постановлением N 206.
Согласно протоколу заседания коллегии от 11 декабря 2015 г. N 425 и экспертного заключения регулирующего органа от 16 ноября 2015 г. при расчете тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования Служба снизила размер заявленных обществом затрат на ремонт и на амортизацию основных средств и исключила в полном объеме затраты на содержание автотранспортного цеха, включающие расходы на топливо, ГСМ, запасные части и материалы. В обоснование уменьшения заявленных затрат регулирующий орган указал, что предприятием не представлены данные раздельного учета оспариваемых расходов по различным регулируемым видам деятельности.
Одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 11 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирования информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В случае установления долгосрочных тарифов раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности ведется в том числе по таким элементам операционных расходов, как затраты на приобретение сырья и материалов, затраты на ремонт основных средств (пункт 8 Единой системы классификации и раздельного учета).
Разделение по регулируемым видам деятельности, по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта. В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации (пункт 9 Единой системы классификации и раздельного учета).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на дату утверждения оспариваемых тарифов административный истец вел раздельный учет расходов по различным видам регулируемой деятельности. В учетной политике предприятия, утвержденной приказом директора МУП "Коммунэнерго" от 31 декабря 2014 г. N 648 для целей бухгалтерского учета, не предусмотрено раздельного учета затрат по оспариваемым статьям расходов в зависимости от вида регулируемой деятельности. МУП "Коммунэнерго" не представлено подтверждения того, что учет расходов ведется с использованием отдельных субсчетов, введенных в плане счетов бухгалтерского учета предприятия, позволяющих определить величину затрат по каждому виду регулируемой деятельности. Регулирующий орган рассчитал указанные затраты МУП "Коммунэнерго" по данным 2014 г. с применением индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 и плановый 2017, 2018 гг. что не противоречит пунктам 28 и 31 Основ ценообразования. Кроме того, следует учесть вступившее в законную силу 2 октября 2017 г. решение Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1490/2017, на которое имеется ссылка в апелляционной жалобе, об отказе в удовлетворении заявления МУП "Коммунэнерго" о признании незаконным и отмене постановления Службы о привлечении предприятия к административной ответственности за нарушение правил ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном исключении затрат на содержание автотранспортного цеха подлежат отклонению. Предприятием не представлено доказательств использования в регулируемой деятельности по передаче тепловой энергии автотехники, в отношении которой заявлены затраты на топливо, запчасти и материалы. Раздельный учет этих расходов также не подтвержден. С учетом данных обстоятельств регулирующий орган правомерно не включил указанные расходы в НВВ предприятия, как экономически необоснованные, в соответствии с пунктом 33 Правил установления цен (тарифов).
Судебной коллегией отклонено ходатайство МУП "Коммунэнерго" о назначении по делу судебной бухгалтерской, финансово-экономической и технической экспертизы в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 77 КАС РФ, поскольку исследование и анализ имеющихся в деле материалов не выявили вопросов, разрешение которых требует специальных знаний.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат сведений, свидетельствующих о том, что судом допущены нарушения, являющиеся основаниями для отмены обжалуемого решения, предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Астраханского областного суда от 9 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" без удовлетворения.
