ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2018 г. N 81-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" о признании недействующим постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 5 декабря 2017 г. N 439 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области"
по апелляционным жалобам региональной энергетической комиссии Кемеровской области, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Кемеровского областного суда от 6 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей региональной энергетической комиссии Кемеровской области Иваньковой Г.В. и публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Третьяковой О.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителей общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" Масловой Т.В. и Баулина В.Н., заключение прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Самойлова А.А., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также - РЭК Кемеровской области, тарифный орган) от 5 декабря 2017 г. N 439 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области" (далее также - Постановление N 439) установлены долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" (далее также - ООО "Кемэнерго", Общество), в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению N 1; установлена необходимая валовая выручка для ООО "Кемэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению N 2; установлены с 7 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям, согласно приложению N 3; установлены с 7 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между: ООО "Кемэнерго" - ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "Кемэнерго" - ООО ХК "СДС-Энерго", ООО "Кемэнерго" - ПАО "МРСК Сибири" (филиал ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Кузбассэнерго - региональные электрические сети") согласно приложению N 4.
ООО "Кемэнерго", являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области, обратилось в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании Постановления N 439 недействующим.
Требования мотивированы тем, что Постановление N 439 принято административным ответчиком взамен постановления РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год", признанного определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г. не действующим в части установления долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для ООО "Кемэнерго", единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Кемэнерго".
Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике) и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". При его принятии не учтены выводы, изложенные в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г. о необоснованности исключения при установлении необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) расходов по статье "Работы и услуги производственного характера" в размере 46 475 872 руб., подтвержденных заключенными по результатам открытого конкурса договорами от 14 октября 2016 г. на оказание услуг по диспетчерскому управлению электрическими сетями, по оперативному и техническому обслуживанию электроустановок, по обслуживанию приборов учета электроэнергии и измерительного комплекса.
Решением Кемеровского областного суда от 6 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 439 признано недействующим со дня его принятия; на РЭК Кемеровской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Постановление N 439.
В апелляционной жалобе региональная энергетическая комиссия Кемеровской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывает, что Кемеровский областной суд не являлся надлежащей судебной инстанцией по рассмотрению административного иска ООО "Кемэнерго", так как оспариваемое Постановление N 439 было вынесено во исполнение определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г. При рассмотрении дела суд первой инстанции вышел за пределы выводов, изложенных в указанном апелляционном определении. Не соглашается с изложенными в решении выводами о необоснованности отклонения тарифным органом затрат по работам по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов электросетевого хозяйства ввиду отсутствия согласованных с собственником этих объектов графиков проведения соответствующих работ. Обращает внимание, что в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не содержится указания на необходимость учета суммы в размере 46 475 872 руб. в составе НВВ ООО "Кемэнерго".
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее также - ПАО "МРСК Сибири") в апелляционной жалобе также просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Полагает, что решение об отмене Постановления N 439 является неисполнимым, так как срок его действия уже истек и регулирующий орган не сможет принять новый акт на период регулирования, который уже закончился. Считает, что административный ответчик обоснованно исключил из НВВ суммы затрат по договорам от 2016 г. Не соглашается с признанием недействующими индивидуальных тарифов для взаиморасчетов, имеющих компенсационный характер. Вследствие отмены этих тарифов территориальные сетевые организации, в пользу которых они установлены, не смогут собрать установленную им НВВ.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО "Кемэнерго" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию в том числе путем установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования долгосрочными параметрами регулирования являются параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования. Под необходимой валовой выручкой в силу указанного пункта понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э, следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год" (далее также - Постановление N 753) были установлены: долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций; необходимая валовая выручка для территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь); с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям; с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г. отменено решение Кемеровского областного суда от 20 марта 2017 г., которым было отказано в удовлетворении требований ООО "Кемэнерго" об оспаривании Постановления N 753, и принято новое решение о признании Постановления N 753 (в редакции постановления РЭК Кемеровской области от 31 января 2017 г. N 10) не действующим в части пункта 4 приложения N 1, устанавливающего долгосрочные параметры регулирования для ООО "Кемэнерго"; пункта 4 приложения N 2, устанавливающего НВВ для ООО "Кемэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь); пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.2 приложения N 3, устанавливающих единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям; пунктов 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.2, 1.2.1.1, 1.2.1.2, 1.2.2, пункта 5 таблицы N 1, устанавливающих размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области и НВВ для ООО "Кемэнерго" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области; пунктов 48, 49, 50 приложения N 5, устанавливающим индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с ООО "Кемэнерго". На РЭК Кемеровской области указанным судебным постановлением возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Удовлетворяя требования ООО "Кемэнерго" о признании недействующим Постановления N 439, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно не соответствует Закону об электроэнергетике, Основам ценообразования, Правилам регулирования цен и принято РЭК Кемеровской области без учета правовых позиций, изложенных в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведенным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.
Как следует из экспертного заключения от 20 ноября 2017 г., при расчете НВВ Общества тарифный орган дополнительно учел 69,80 условных единиц электрооборудования, расположенного в Республике Хакасия, не включив в расчет стоимость затрат на обслуживание данного оборудования. В составе НВВ в части работ и услуг производственного характера РЭК Кемеровской области учла сумму 2833,87 тыс. руб., указав при этом на отсутствие подтверждения регулируемой организацией экономического обоснования цен по представленным договорам от 14 октября 2016 г. N 05/16-К, 06/16-К, 07/16-К, поскольку предусмотренные заключенным 1 сентября 2014 г. с федеральным казенным учреждением с особыми условиями хозяйственной деятельности "Колония-поселение N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области" договором безвозмездного пользования имуществом графики проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации с собственником электросетевых объектов не были согласованы.
При этом в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г. было обращено внимание, что пунктом 29 Основ ценообразования установлена очередность применения органом регулирования информации о ценах исходя из закрытого перечня источников такой информации, состоявшийся открытый конкурс N 31604114893, по результатам которого заключены указанные договоры, в установленном порядке не признан недействительным, его результаты не отменены.
Отклоняя доводы административного ответчика, повторяемые в апелляционной жалобе, об отсутствии экономической обоснованности расходов по договорам от 14 октября 2016 г. N 05/16-К, 06/16-К, 07/16-К, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязанности ссудополучателя поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, и пунктом 2.3.2 договора безвозмездного пользования федеральным имуществом от 1 сентября 2014 г., определяющим обязанности ООО "Кемэнерго" поддерживать имущество в исправном состоянии в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, правил устройства электроустановок, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также работ по устранению аварий, пришел к обоснованному выводу о том, что указанные обязательства подлежат исполнению независимо от согласования графиков и отчетов по проведению работ с собственником электрооборудования.
Приведенные в апелляционной жалобе РЭК Кемеровской области доводы о том, что она не обладает сведениями о рыночных ценах на соответствующие услуги, подлежат отклонению, поскольку применение в рассматриваемом споре таких сведений повлечет нарушение пункта 29 Основ ценообразования.
Кроме того, как правильно отмечено в решении, стоимость услуг по договорам от 14 октября 2016 г. органом регулирования не анализировалась с точки зрения соответствия рыночным ценам.
Ссылки тарифного органа в апелляционной жалобе на отсутствие у Кемеровского областного суда полномочий по рассмотрению административного иска ООО "Кемэнерго" основаны на ошибочном толковании закона. Согласно статье 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. При этом факт принятия оспариваемого нормативного правового акта во исполнение судебного постановления Верховного Суда Российской Федерации не исключает проверку такого акта в порядке абстрактного нормоконтроля из подсудности судов, перечисленных в статье 20 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы ПАО "МРСК Сибири" о невозможности принятия нового акта на период регулирования, который уже закончился, и недопустимости признания недействующими индивидуальных тарифов для взаиморасчетов, имеющих компенсационный характер, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании положений статьи 216 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".
В качестве основания для признания оспариваемого нормативного акта недействующим Судебная коллегия полагает необходимым отметить также то обстоятельство, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям, и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов были установлены Постановлением N 439 с 7 декабря 2017 г., в то время как Постановление N 753 определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г. признано не действующим в части со дня принятия этого определения.
Согласно части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Таким образом, принимая заменяющий Постановление N 753 нормативный правовой акт, РЭК Кемеровской области фактически исключило из тарифного регулирования период с 3 августа 2017 г. по 6 декабря 2017 г.
Решение судом первой инстанции вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
С учетом изложенного Судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Кемэнерго" о назначении экспертизы отказать.
Решение Кемеровского областного суда от 6 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы региональной энергетической комиссии Кемеровской области, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - без удовлетворения.