ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2018 г. N 35-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения в Тверской области общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз" на решение Тверского областного суда от 16 октября 2017 года, которым удовлетворен административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о приостановлении деятельности регионального отделения в Тверской области общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя регионального отделения в Тверской области общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз" Медведева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением президиума центрального политического совета общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз" от 29 августа 2012 года создано региональное отделение этой политической партии в Тверской области.
Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 27 ноября 2012 года осуществлена регистрация регионального отделения в Тверской области общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз" (далее - региональное отделение политической партии) с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц 10 декабря 2012 года под основным государственным регистрационным номером 1126900001744.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском о приостановлении деятельности указанного регионального отделения политической партии на срок до шести месяцев, ссылаясь на то, что в нарушение пунктов 2 и 4 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" административный ответчик не предоставил обязательную к предоставлению один раз в три года информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах; сведения о количестве выдвинутых региональным отделением и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.
Решением Тверского областного суда от 16 октября 2017 года административный иск удовлетворен: суд приостановил деятельность указанного регионального отделения политической партии на два месяца.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным и обоснованным.
Удовлетворяя административный иск, суд, проанализировав положения статей 27 и 39 Федерального закона "О политических партиях", пришел к выводу о том, что региональным отделением политической партии допущены нарушения федерального закона, которые не были устранены в установленный срок, что является основанием для приостановления деятельности такого регионального отделения, с которым Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О политических партиях".
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 названного закона.
В ходе осуществления контроля за соблюдением региональным отделением политической партии действующего законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в деятельности этого отделения выявлены нарушения.
Статьей 27 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа (абзац второй пункта 2).
Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня (пункт 4).
Данные сведения региональным отделением политической партии представлены не были. При этом трехгодичный срок для их представления истек 10 декабря 2015 года.
12 апреля 2017 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области вынесло региональному отделению политической партии предупреждение N 04-29/49, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства в срок до 7 июня 2017 года.
Предупреждение, которое было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, указанному в уставе и Едином государственном реестре юридических лиц: Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, 59-61, получено председателем регионального отделения политической партии Медведевым С.В. 13 апреля 2017 года.
Довод жалобы о неполучении указанного почтового отправления Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит несостоятельным.
Сообщение о наличии и основаниях вынесения указанного предупреждения было направлено Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в адрес центрального политического совета общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз" по адресу: город Москва, Васильевская улица, дом 4, и получено адресатом 25 апреля 2017 года.
Таким образом, политическая партия была уведомлена о допущенных ее региональным отделением нарушениях и необходимости их устранения.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Из разъяснений в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Исходя из изложенного, предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 12 апреля 2017 года N 04-29/49, направленное региональному отделению политической партии по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц и указанному в уставе, считается доставленным адресату.
Предупреждение региональным отделением политической партии в суд не обжаловано.
По состоянию на 7 июня 2017 года и до принятия оспариваемого решения суда выявленные в деятельности регионального отделения политической партии нарушения действующего законодательства не устранены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона "О политических партиях" в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления соответствующего территориального органа.
Таким образом, неустранение региональным отделением политической партии нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, является основанием для приостановления его деятельности.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежало удовлетворению с учетом того, что требование о приостановлении деятельности политической партии предъявлено в суд региональным уполномоченным органом.
По доводам апелляционной жалобы решение суда отменено быть не может, поскольку эти доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения в Тверской области общественной организации - политической партии "Российский общенародный союз" - без удовлетворения.