ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2018 г. N 55-АПГ18-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 Асакалова Виктора Ивановича о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Абакана с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 8 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва 9 сентября 2018 года от 2 августа 2018 года N 82/1214-4 "О регистрации Мальцева Александра Алексеевича кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, выдвинутого в порядке самовыдвижения" по апелляционной жалобе Асакалова В.И. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 1696-48 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 6 июня 2018 года N 52/365-7 на Территориальную избирательную комиссию города Абакана (далее ТИК г. Абакана) возложены обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 8 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением ТИК г. Абакана от 17 июля 2018 года N 77/1085-4 Асакалов В.И., выдвинутый Хакасским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
По тому же избирательному округу постановлением ТИК г. Абакана от 2 августа 2018 года N 82/1214-4 кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва зарегистрирован Мальцев А.А.
Не согласившись с указанным постановлением Территориальной избирательной комиссии, Асакалов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным оспариваемое постановление ТИК г. Абакана, поскольку регистрация кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 Мальцева А.А. осуществлена избирательной комиссией с нарушением положений статей 33, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). В частности, административный истец указывал, что Мальцевым А.А., в нарушение подпунктов "г", "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в ТИК г. Абакана представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата с сокращениями сведений об отчестве избирателей. Также данные подписные листы с подписями избирателей, собранными сборщиком подписей К. не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 5 к вышеназванному закону, поскольку содержат сквозную нумерацию. В подписных листах в поддержку самовыдвижения кандидата Мальцева А.А. содержится не менее 4 листов с 20 подписями избирателей, которые должны были быть признаны недействительными по подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. В нарушение подпункта "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на листе 37 папки N 2 подписных листов в поддержку самовыдвижения кандидата Мальцева А.А. все 5 подписей избирателей внесены позже даты заверения подписных листов кандидатом. Полагал, что с учетом данных нарушений у ТИК г. Абакана имелись основания для отказа в регистрации кандидата по подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в связи с недостаточным количеством достоверных подписей, необходимых для регистрации.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Асакалова В.И.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Асакалов В.И. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы Асакалова В.И. Территориальной избирательной комиссией г. Абакана, кандидатом в депутаты Мальцевым А.А., прокурором, участвующим в деле, представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, в том числе и по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Приложением N 3 к постановлению Избирательной комиссии Республики Хакасия от 1 июня 2018 года N 51/359-7 установлено, что для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 8 необходимо было представить в избирательную комиссию 438 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 июля 2018 года Мальцевым А.А. в ТИК г. Абакана были представлены 96 подписных листов с 472 подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения указанного кандидата. Из них рабочей группой недействительными были признаны 2 подписи.
Также судом установлено, что на подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Мальцева А.А., удостоверенных сборщиком подписей К. часть сведений об избирателях имеет сокращения.
В частности, на листе 5 в сведениях об избирателях, поставивших свои подписи на строках 1, 2, 4, имеются сокращения в написании отчества избирателей. Аналогичные сокращения в написании отчества избирателей имеются на листе 6 (подписи 6, 7, 8, 10), на листе 7 (подписи 11, 12, 14, 15), на листе 8 (подписи 17, 18, 20), на листе 9 (подписи 22, 23), на листе 10 (подписи 26, 28, 29, 30), на листе 11 (подписи 31, 33, 34, 35), на листе 12 (подпись 40).
Кроме того, Судебной коллегией при рассмотрении данного дела в апелляционном порядке установлено, что помимо указанных судом первой инстанции сокращений в отчествах избирателей имеются также сокращения в написании отчеств еще троих избирателей: С. на листе 7 (подпись 13), Т. на листе 9 (подпись 21), Т. на листе 12 (подпись 36).
Суд, отказывая Асакалову В.И. в удовлетворении заявленных требований, сослался в том числе на то, что сборщиком подписей в сведениях об отчестве указаны не инициалы избирателей, а сокращения в написании полного отчества, что не препятствует идентификации избирателей и проверке достоверности внесенных об избирателях сведений, поэтому не является нарушением требований пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 8 статьи 36 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ и не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными по подпункту "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частью 8 статьи 36 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ установлено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
Таким образом, вышеназванные нормы федерального и регионального законодательства четко определили требования к содержанию подписных листов, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе вышеуказанное законодательство не предусматривает. Таким образом, возможность каких-либо сокращений перечисленных обязательных сведений об избирателе, которые должны содержаться в подписных листах, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, учитывая характер правоотношений в области избирательного права, равенство всех кандидатов, Судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным нельзя признать соответствующим приведенному и иному законодательству.
При этом доводы суда о том, что сведения об избирателях, содержащиеся в вышеуказанных подписных листах, были проверены с помощью ГАС "Выборы" и путем направления запроса в УМВД России по г. Абакану, по мнению Судебной коллегии, не свидетельствуют о надлежащем оформлении подписных листов, поскольку нормами избирательного законодательства на избирательную комиссию и суд не возлагается обязанность по восполнению и устранению нарушений допущенных сборщиком подписей или кандидатом, собирающим подписи избирателей в свою поддержку.
Таким образом, по мнению Судебной коллегии, 28 подписей избирателей, чьи отчества указаны в сокращении подлежат признанию недействительными по подпункту "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Кроме того, разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что у ТИК г. Абакана имелись основания для признания недействительными 5 подписей избирателей на подписном листе 9 папки N 2 в связи с отсутствием указания даты рождения сборщика подписей, удостоверившего подписной лист, в нижней части подписного листа, а также 10 подписей на подписных листах 38 и 45 папки N 2 в связи с отсутствием удостоверяющей подписи кандидата на подписных листах и таким образом признал указанные 15 подписей недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Решение суда в данной части заинтересованными лицами не оспаривается.
Поскольку количество достоверных подписей от общего количества подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатом Мальцевым А.А., составляет 427 подписей (472-2-28-5-10), то есть менее необходимых 438 подписей, что является недостаточным для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, то Судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление ТИК г. Абакана о регистрации Мальцева А.А. кандидатом в вышеназванный орган государственной власти субъекта Российской Федерации следует признать незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 17 августа 2018 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 Асакалова Виктора Ивановича.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Абакана с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 8 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва 9 сентября 2018 года от 2 августа 2018 года N 82/1214-4 "О регистрации Мальцева Александра Алексеевича кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, выдвинутого в порядке самовыдвижения".