ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2019 г. N 58-АПА19-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Борисовой Л.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Долженко Светланы Владимировны о признании не действующим в части решения Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск"
по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Долженко С.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" в редакции решения Хабаровской городской Думы от 25 апреля 2017 г. N 553 (далее также - Решение N 211, Правила землепользования и застройки) в части включения земельного участка с кадастровым номером < ... > расположенного по адресу: г. < ... > , в границы территории общего пользования.
Административный истец указала, что является собственником данного земельного участка, а также расположенного на нем жилого дома. Согласно Правилам землепользования и застройки названный земельный участок расположен в территориальной зоне центра обслуживания и коммерческой активности районного уровня (Ц-2-1), градостроительный регламент которой не предусматривает индивидуального жилого строительства, что не позволяет истцу реконструировать принадлежащий ей жилой дом либо построить новый. Долженко С.В. полагает, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не учитывают существующего землепользования, противоречат части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и не соответствуют решению Хабаровской городской Думы от 21 апреля 2015 г. N 97 "Об утверждении изменений в генеральный план городского округа "Город Хабаровск" (далее - Генеральный план), поскольку согласно последнему указанный земельный участок находится в границах магистральных улиц и дорог.
Решением Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Хабаровская городская Дума представила возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 8 статьи 1 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, с соблюдением установленной процедуры, в надлежащем порядке доведен до всеобщего сведения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
Выводы суда первой инстанции соответствуют положениям пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 ГрК РФ, согласно которым установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану.
В силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. При разработке правил землепользования и застройки согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о невозможности осуществления строительства и реконструкции автомобильных дорог ввиду частичного нахождения земельного участка в частной собственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе установление в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны центра обслуживания и коммерческой активности районного уровня (Ц-2-1) не исключает в силу норм части 8 статьи 36 ГрК РФ права административного истца на эксплуатацию земельного участка без установления срока приведения его разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером < ... > в коридоре красных линий магистральной улицы городского значения непрерывного движения, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, не свидетельствует о противоречии Правил землепользования и застройки законодательству большей юридической силы, поскольку картографический материал Правил не отображает красные линии.
Нормативный правовой акт, утвердивший такие красные линии, не является предметом обжалования в настоящем деле.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела и, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления в этой части.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренном законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Долженко Светланы Владимировны без удовлетворения.