ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2019 г. N 30-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Кириллова В.С.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" о признании незаконным постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики (далее - ИК КЧР) от 21 июня 2019 года N 69/469-6 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии "Партия Возрождения России" и об обязании зарегистрировать список кандидатов по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 3 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Карачаево-Черкесского регионального отделения Политической партии "Партия Возрождения России" Коновалова А.О. и Кучмезова М.З., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ИК КЧР Джанкезова Р.И. и Эбзеева М.Р., заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 31 мая 2019 года N 117, размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru", 31 мая 2019 года и опубликованным в печатном издании "День Республики", N 78 - 79 (19983), 1 июня 2019 года, выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Постановлением ИК КЧР от 21 июня 2019 года N 69/469-6 отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии "Партия Возрождения России" (далее - Постановление ИК КЧР) ввиду выявленных в представленных документах нарушений положений Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15 апреля 2014 года N 8-РЗ "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Закон N 8-РЗ), неисполнения перечисленных в пунктах 1 - 6 постановления предписаний Устава Политической партии "Партия Возрождения России", утвержденного решением Учредительного съезда партии 26 октября 2012 года с последующими изменениями (далее - Устав партии), а также ввиду несоблюдения требований при выдвижении списка кандидатов, установленных в статье 18.11 Устава Партии, выразившиеся в непроведении процедуры согласования кандидатов тайным голосованием после получения предварительного согласования 17 июня 2019 года с Президиумом Центрального Совета Партии (пункт 7 постановления).
Карачаево-Черкесское региональное отделение Политической партии "Партия Возрождения России" (далее - Региональное отделение Партии Возрождения России) обратилось с административным иском о признании незаконным и отмене Постановления ИК КЧР, а также об обязании избирательной комиссии зарегистрировать выдвинутый избирательным объединением список кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, указав в обоснование требований на неверное толкование норм федерального и регионального законодательства, регулирующего вопросы выдвижения списка кандидатов, и положений пункта 18.11 Устава Партии.
По мнению административного истца, указанным пунктом тайное голосование предусмотрено только для выдвижения кандидатов (списка кандидатов), а не для процедуры согласования кандидатов на общем собрании после предварительного согласования с Президиумом Центрального Совета Партии (далее - ПЦС Партии), Устав не предусматривает повторное согласование тайным голосованием кандидатов на общем собрании регионального отделения партии после получения согласования ЦС Партии.
Региональное отделение Партии Возрождения России считает, что порядок выдвижения списка кандидатов не нарушен, сославшись на решение внеочередного общего собрания от 16 июня 2019 года о согласовании списка кандидатов в количестве 62 человек, направленного на согласование в ПЦС Партии.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 3 июля 2019 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Региональное отделение Партии Возрождения России ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на неверное толкование судом положений Устава Партии и нарушение норм материального права, а также неправильную оценку доводов административного истца, и принятии нового решения об отмене обжалуемого постановления ИК КЧР.
Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком и участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности вывода ИК КЧР о нарушении административным истцом требований к выдвижению списка кандидатов, установленных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), что в силу положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отказа в заверении списка кандидатов.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Выдвижение кандидата - инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (пункт 10 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией (пункт 59 названной выше статьи).
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом (пункты 1 и 2 статьи 32).
Вопросы выдвижения списков кандидатов политическими партиями, регламентированы статьей 35 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 2 которой определено, что выдвижение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части 2 статьи 26 Закона N 8-РЗ.
Федеральный закон N 95-ФЗ, предусмотрев в пунктах 2 и 4 статьи 25 обязанность принимать решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, в пункте 7 предоставил право в уставе политической партии устанавливать дополнительные условия принятия таких решений.
Порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регламентирован главой 18 Устава Партии, содержащей следующие предписания:
- Региональное отделение Партии обязано предложения по кандидатурам для выдвижения Партией кандидатов в депутаты, а также на иные выборные должности в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления, оформленные им решением общего собрания (конференции) в виде соответствующего протокола либо выписки из него, вносить на рассмотрение (согласование) Президиума Центрального Совета Партии, включив в списки только кандидатуры, поддержанные более чем половиной членов Партии из присутствующих на общем собрании (конференции) регионального отделения (пункты 18.4, 18.5 и 18.8);
- указанные выше предложения вносит на рассмотрение общего собрания (конференции) Совет Регионального отделения после согласования с местными, первичными отделениями, а также с Президиумом Центрального Совета Партии (пункт 18.13);
- в списки для голосования включаются кандидатуры, поддержанные более чем половиной делегатов, присутствующих на конференции Регионального отделения (членов Регионального отделения, присутствующих на общем собрании) (пункт 18.17);
- решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списков кандидатов конференция (общее собрание) Регионального отделения принимает тайным голосованием, большинством голосов присутствующих на конференции делегатов (присутствующих на собрании членов Регионального отделения Партии) (пункт 18.18);
- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также кандидатов в депутаты на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется только в случае согласования кандидатов на общем собрании (конференции) Регионального отделения Партии тайным голосованием после предварительного согласования с Президиумом Центрального Совета Партии (пункт 18.11).
Из системного анализа приведенных норм следует, что Устав Партии, регулируя вопросы, связанные с выдвижением кандидатов (списков кандидатов), предусмотрел последовательность совершения конкретных действий регионального отделения партии и обязательность согласования кандидатур кандидатов в депутаты с ПВС Партии, определив в пункте 18.11 в качестве необходимого условия принятия решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов, завершающего процедуру выдвижения, согласования кандидатов тайным голосованием на общем собрании (конференции), проводимого после получения согласования с Президиумом ЦС Партии, без которых включение списка кандидатов в бюллетень для тайного голосования не может быть признано правомерным ввиду несоблюдения требований Устава.
Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность (подпункт "а" пункта 1 статьи 27, пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ).
Из материалов административного дела следует и не отрицается административным истцом, что согласование кандидатов на общем собрании регионального отделения партии тайным голосованием не проводилось после получения решения ПЦС Партии от 17 июня 2019 года о согласовании списка кандидатов.
Таким образом, суд обоснованно констатировал нарушение административным истцом положений пункта 18.11 Устава Партии.
Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и части 3 статьи 27 Закона N 8-РЗ одним из оснований для отказа в заверении списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ.
При таком положении суд первой инстанции правомерно признал законным решение ИК КЧР об отказе в заверении списка кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 3 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карачаево-Черкесского регионального отделения политической партии "Партия Возрождения России" - без удовлетворения.
